ДМИТРИЙ ФЕДОРОВ

e - mail:

  fedorov1267@gmail.com

    

ГЛАВНАЯ     ОБО МНЕ     УСЛУГИ И ЦЕНЫ     ПОРТФОЛИО     КОНТАКТЫ

УСЛУГИ ХУДОЖНИКА И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНЕРА

МАСТЕРА ИСКУССТВА О ИСКУССТВЕ

Эдгар Дега или Эдгар-Жермен-Илер де Га(Edgar Degas) (19 июля 1834 - 27 сентября 1917)

Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. – М: Искусство, 1971. – 304с.

Статья: Я.Тугенхольд «Эдгар Дега и его искусство».1922 год

«Во французской критической литературе нет ни одной серьезной монографии, посвященной ему; в парижской прессе никогда не было опубликовано интервью с ним; на парижских выставках, после Столетней выставки 1900 года, никогда не фигурировали его произведения, в его мастерскую никогда не заглядывали любопытствующие иностранцы и почитатели».
«Все, что я делаю, есть результат обдумывания и изучения старых мастеров. О вдохновении, непосредственности и темпераменте я ничего не знаю».Дега
О Энгре: «Вот художник, который мог бы посвятить всю свою жизнь тому только, чтобы нарисовать одну женскую руку!».
«Всякое искусство есть умение жертвовать».Дега

 Из писем Дега:
«Да здравствует человек… который платит в срок, не выражая своего восхищения вашими достоинствами каким-либо иным способом!».
«Когда я не могу поработать хоть несколько часов, я чувствую себя виноватым, глупым, недостойным…».

Статья: П.А. Лемуан Записные книжки Дега в гравюрном кабинете(выдержки)
1856 «Мне думается, что в наше время тот, кто хочет серьезно заниматься искусством и отвоевать себе в нем хоть маленькое, но свое место, или по крайней мере сохранить свою индивидуальность, должен стремиться к уединению. Слишком уж много кругом шума. Можно подумать, что картины делаются, как биржевые цены, в сутолоке стремления к наживе и что художники нуждаются в чужом уме и идеях соседа, чтобы что-нибудь создать, точно так же как дельцы нуждаются в чужих капиталах, чтобы заработать деньги. Вся эта суета горячит ум и искажает верность суждения»
«Ах! Как эти люди умели чувствовать жизнь!— пишет он по поводу фресок Джотто в Ассизи.— Они никогда не отвергали ее... Я хотел бы войти в их семью и стать человеком, достаточно убежденным и целеустремленным, чтобы создавать картины, которые стоили бы проповедей».
«Ах, Джотто, не мешай мне видеть Париж! И ты, Париж, не мешай мне видеть Джотто»

ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ

Джордж Мур. Воспоминания о Дега. 1918 год.

Дега говорит литератору: «Оставьте меня в покое! Вы пришли, чтобы пересчитать рубашки в моем гардеробе?»— «Нет, мсье, ради вашего искусства, Я попытаюсь рассказать о нем».— «Мое искусство! Что же вы собираетесь рассказать? Вы в состоянии объяснить достоинства картины тому, кто никогда ее не видел? А? Я могу найти самые верные, самые точные слова, чтобы растолковать, чего я хочу. Я говорил об искусстве с умнейшими людьми, и они ничего не поняли! …Тем, кто понимает, слова не нужны. Вы говорите «Гм…» или «О!»— и этим сказано все. Таково мое мнение... Я думаю, литература только мешает художникам. Вы заражаете художника тщеславием, вы прививаете ему любовь к суете, и это —  все. Вы ни на йоту не улучшили общественный вкус... Несмотря на вашу писанину, он никогда не был так низок, как сейчас. Разве нет? Вы даже не помогаете нам продавать нашу живопись. Человек покупает картину не потому, что прочел статью в газете, а потому, что его приятель, который, по его мнению, кое-что понимает в искусстве, скажет, что картина эта через десять лет будет стоить вдвое дороже, чем теперь...».

Слова, сказанные одному пейзажисту: «Вы ищете жизнь естественную, а я – мнимую».

Когда при нем восхищаются его искусством, он обычно говорит: «Уверяю вас, нет искусства менее непосредственного, чем мое. То, что я делаю, есть результат размышлений и изучения великих мастеров; о вдохновении, непосредственности, темпераменте — темперамент, пожалуй, самое подходящее здесь слово — я не имею понятия. Когда говорят о темпераменте, мне всегда представляется силач на ярмарке, который, расставив ноги, приглашает кого-нибудь встать на его протянутую ладонь». Если же ему говорят, что из всех, работающих ныне пером или кистью, он один обеспечил себе великое будущее, он отвечает: «Трудно быть таким же великим, как старые мастера. В те трудные времена вы могли быть великим или жё вас просто не существовало, а в наши дни как будто все сговорились поддерживать слабых!».

«Танцовщица – только предлог для рисунка».

Воллар А. Слушая Сезанна, Ренуара, Дега.  (отрывки из книги о Дега)

"Книга о Дега не принадлежит к удачам Воллара", -. утверждают составители, из-за многочисленных антисемитских высказываний.

Фраза, сказанная одному художественному критику: «Но, мой друг, синюю берут из тюбика, а не из чернильницы».

«— Мсье Дега! — Это был Вибер, известный художник.— Вы должны пойти на нашу выставку акварелей.
Тут он покосился на поношенное пальто Дега:
— Наши рамы и ковры, может быть, покажутся вам чересчур богатыми, но, в конце концов, ведь живопись тоже предмет роскоши.
— Ваша, мсье, да,— отпарировал Дега,— а наша — предмет первой необходимости».

Тем не менее я был очень удивлен этой манерой писать пейзаж в комнате. Дега: — В дороге время от времени я высовываюсь в окно вагона. Можно и совсем не выходить из дому: трех старых кистей, воткнутых в суп из травы, вполне достаточно, чтобы написать пейзажи всего мира. Вот мой друг Закарьян.
Он может работать хоть двадцать лет с одним орехом, ягодкой винограда и ножом, только меняя их места!.. А Руар недавно писал акварель на краю пропасти! Как будто живопись это спорт!».

«Дега (резко):— Вы знаете, что я думаю о художниках, которые работают на больших дорогах. Будь я на месте правительства, я отрядил бы бригаду жандармов, чтобы следить за теми, кто пишет пейзажи с натуры. О, я не хочу ничьей смерти и думаю, что для начала можно было бы стрелять дробью.
Я: — А Ренуар, разве он не пишет пленэр?
Дега:— Ренуар — другое дело. Он может делать все, что ему угодно»
«— Но, мсье Дега, что нужно, чтобы изучить ремесло художника?.»
Дега: — Нужно снова и снова копировать старых мастеров, и только после того, как вы покажете себя хорошим копиистом, вам можно разрешить сделать с натуры редиску».

«Вы знаете, как я ненавижу продавать, я все время надеюсь сделать лучше».

«Почему вы не женились, мсье Дега?» «Я слишком боялся, что жена скажет про мою новую работу: «Как это мило у тебя вышло!».

«Но, мсье Дега, все имеют право наслаждаться искусством».—«Мне нет никакого дела до этого права, которое вы признаете за всеми,— отпарировал Дега,— мой «Делакруа» останется в этой папке!»
Когда г-н Л. д. ушел, даже не увидев «Делакруа», Дега сказал: «Честное слово, Воллар, скоро будут таскать по большим дорогам Рафаэля и Рембрандта только потому, что все имеют право наслаждаться искусством».

«Я вспоминаю одну из его картин, «Ателье модисток», о которой мадемуазель Кессет сказала мне: «Если бы вы могли найти ее!.. Я знаю одного американца, который заплатил бы за нее любую цену». Однажды я увидел это полотно у Дега и повторил ему слова мадемуазель Кессет
Дега: — Это очень заманчиво. На эти деньги я мог бы купить картину Делакруа, на которую уже давно заглядываюсь; но нет, решительно, в этой вещи мне что-то не нравится. И, взяв кисть, он замазал одну из фигур».

Даниэль Алеви. Дега говорит…1960 (в отрывках)

«Революционеры? Не говорите этого.  Мы как нельзя более принадлежим традиции. И, может быть, Тициан, садясь в гондолу, сказал бы мне несколько слов ».

17 января 1891 г.
Мне вспоминается ответ Дета Жерому, который утверждал: «Искусство — вещь очень простая. В искусстве нет предвзятости»
.—«Нет предвзятости в искусстве? А итальянские примитивы, которые передают нежность губ твердыми линиями и делают глаза живыми, рисуя веки так, словно они разрезаны ножом? А длинные руки и тонкие запястья у Боттичелли? Как это нет предвзятости в искусстве!».

 «Я хочу сказать, что в  картине все строится на отношениях. Мы пишем солнце цвета яичного желтка. Попробуйте-ка поставить ваш холст рядом с солнцем!».

Дега сказал: «Вчера за обедом моим соседом оказался некий генерал-инженер. Он начал говорить со мной о живописи. «Мы с женой были в Салоне,— сказал он,— и, рассуждая свободно, без всякой предвзятости, мы решили, что там   было по меньшей мере двадцать картин, достойных изучения. Прежде всего следует отметить капитальное полотно г-на Рошгросса , которое отличается глубоким знанием рисунка, воздушной перспективы, истории, замечательным тактом в выборе аксессуаров, в композиционном строе картины, громадной эрудицией...».
— Бог мой, сударь,— сказал я ему,— есть средство обойтись без всего этого. Замечательное и очень простое средство... иметь талант. Если у художника есть талант, ему не нужно ни глубокой науки рисунка и воздушной перспективы, ни... Генерал остолбенел от изумления».

«Эти люди хотят внушить мне, что я достиг признания. Достичь, что это значит? Мы всегда достигаем и никогда не достигнем. Что такое достичь признания? Быть на одной стене с «Дамой» Бугро и «Невольничьим рынком» Тото Жиро. Не желаю. Каждый идет своей дорогой и имеет свой небольшой  круг публики, а чиновникам тут нечего делать... Я плачу им налоги. Какое им дело до моих картин? Так нет же! Им нужно вмешиваться во все... Искусство для них — шахматная доска, а мы, художники,— фигуры. Они выдвигают одну пешку, потом другую и т. д. Но я не пешка, и я не желаю, чтобы меня продвигали».

«Ах, не иметь белья, но иметь изумительные вещи – вот в чем для меня высший шик».

«Ах боже мой, почему столько народу вокруг наших картин? Разве в лаборатории химика есть зрители?».

«Искусство для народа! Какое убожество! Прекрасное – это тайна.»
«Но теперь уже никто ничего не знает. Рецепты и секреты искусства забыты; молодого человека сажают среди поля и говорят ему: «Пишите», и он очень точно пишет какую-нибудь ферму. Какая глупость!».

«Я только скаковая лошадь. Я выигрываю Гран-при, но довольствуюсь своей порцией овса».

«Как было бы все просто, если бы нас соблаговолили оставить в покое! Журналисты надоедают публике нашими произведениями и надоедают нам своими статьями и фразами. Они хотят объяснить, все объяснить и ничего не объясняют. Как это глупо — заставлять людей смотреть на наши работы! Прекрасное — это тайна».

Поль Валери. Дега. Танец. Рисунок.

«Он не раз повторял, что Музы никогда не спорят, что они целый день работают в одиночестве, а под вечер собираются вместе и танцуют, но не беседуют».

«Часто говорят: многие плохие живописцы знали анатомию, а многие хорошие — не знали. Следовательно, анатомия не нужна. То же самое говорят о перспективе. Я отвечу им: нужно знать все, но уметь пользоваться тем, что знаешь».

«Кто в наши дни решился бы предпринять то, что делали люди, подобные Микеланджело и Тинторетто? Кто мог бы играючи решать проблемы исполнения, бесстрашно и удачно использовать в композиции большие группы, ракурсы, движения, архитектуру, атрибуты, натюрморты, действие, экспрессию и декорации?
Два яблока в компотнице,  да рисунок обнаженной натуры поглощают все наши силы».

«Рисунок – это манера видеть форму».

«Нужно иметь высокое понятие не о том, что делаешь, а о том, что сможешь когда-нибудь сделать».

«Живопись не слишком трудна для того, кто мало знает, но для того, кто знает много… дело обстоит совсем иначе».

«Не нужно смешивать рисунок и расположение. Это совсем разные вещи».

Из воспоминаний Берты Моризо: «Дега сказал, что изучение природы не имеет значения, так как живопись – искусство условное; поэтому гораздо лучше учиться рисовать по Гольбейну».

«Искусство – это обман. Художник становится таковым лишь в определенное время благодаря усилию воли. А видят предметы все люди одинаково».

Дега называл свои произведения «les articles», то есть «предметы», «изделия».

 

© 2011 Москва. Авторский сайт художника и дизайнера Дмитрия Федорова. Живопись, графика, дизайн монет и медалей, графический 2D дизайн. При использовании материалов сайта, желательна ссылка на сайт.

Рейтинг@Mail.ru

КОНТАКТЫ