Турков А.М. Кустодиев. – М. Искусство, 1986. – 160 с. – (Жизнь в искусстве)
"Был в Эрмитаже,— писал он Воинову (21 июли 1926 года),— и совсем раздавили меня нетленные вещи стариков. Как это все могуче, сколько любви к своему делу, какой пафос! И как ничтожно то, что теперь, с этой грызней «правых» и «левых» и их «лекциями», «теориями» и отовсюду выпирающими гипертрофированными самомнениями маленьких людей. После этой поездки я как будто выпил крепкого, пряного вина, которое поднимает и ведет выше всех этих будней нашей жизни: хочется работать много, много, и хоть одну бы написать картину за всю свою жизнь, которая могла бы висеть хотя бы в передней музея Старых Мастеров». С.152
" Меня называют натуралистом, - сказал однажды сам художник,— какая глупость! Ведь все мои картины сплошная иллюзия!. Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. Их называют «натуралистическими» только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако я сам никогда не видел и которая никогда не существовала...".
«…Видимо к к р а с к а м, именно к тому, что я больше всего люблю в живописи — я не способен!! — удрученно писал он жене (14 июня 1909).
- Они у меня тусклы, нет живости и силы в цветах и этой углубленности тона, что я так люблю у других, у меня нет—я не могу этого сделать... А все эти портреты заказные только задерживают и совершенно не дают искать и идти вперед — ведь там нужно сделать сходство и натуральность, натурализм — грубый, чтобы даже материал чувствовался. именно то, что я теперь прямо ненавижу. Если меня что привлекает, так это декоративность... В «ярмарках» начинает что-то другое появляться – именно то, что я хотел и в других вещах видеть. А все эти «монахини» - это не то, что я хочу".
"Ведь так остро чувствуешь, то надо, и еще острее — как это все не походит (далеко!) на то, ч т о надо»,— пишет он и Г. К. Лукомскому, художнику в критику.
"Хочу только написать, что мне нравится, и в выборе сюжета и его трактовке я совершенно свободен — рабства я больше всего боюсь. Мне кажется, картина, какой бы сюжет она ни имела, будет сильна любовью и тем интересом, с каким художник хотел передать свое настроение. Почему обязательно нужен сюжет, то есть сюжет, как его у нас понимают - чтоб картина чему-то учила и что-то рассказывала! Разве не может быть картина т о л ь к о красивой?".
Кустодиев. Письма, статьи, заметки, интервью… - Л.1967
В.М.Кустодиев после сеансов у Николая Второго так сообщал о нем своему знакомому: «Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией: «Импрессионизм и я – это две вещи несовместимые» - его фраза». с.580
|